Персональный сайт воспитателя Шайхутдиновой Марии Петровны

Театрализованная игра в развитии творческого мышления у детей раннего возраста

Шайхутдинова Мария Петровна

 

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 26»

г. Дзержинск

 

 

 

Театрализованная игра в развитии творческого мышления у детей раннего возраста

Ранний возраст – очень интересный, забавный, но в тоже время чрезвычайно важный и ответственный период развития ребёнка. Это возраст, когда  закладываются основные  способности и активно перестраиваются психические процессы – познавательная деятельность, речь, общение и самосознание. Все эти способности не возникают сами по себе, а являются следствием взаимоотношений взрослого и ребёнка, где взрослый это участник  деятельности ребенка и образец для подражания.  

Мышление детей раннего возраста носит наглядно-действенное направление, поэтому в сотрудничестве с взрослым происходит усвоение способов действий с предметами окружающего и социального мира. Вследствие манипуляций с предметами ребёнок начинает овладевать речью, что позволяет ему расширять границы познания и перейти к наглядно-образному мышлению.

Игра – основной вид деятельности детей раннего возраста. А театрализованная игра помогает творчески подойти к действиям с предметами, увидеть в них новое, необычное применение.

Рассмотрим развитие творческого мышления малышей на примере русской народной сказки «Колобок».

Рассказывая сказку, взрослый обращает внимание детей на главного персонажа – Колобка, что колобок – это вкусно, потому, что бабушка его печёт из муки в печке; он горячий, его нужно остудить, поэтому бабушка его ставит на окно, чтобы на него подул ветер.  Взрослы показывает, как бабушка печёт колобок, используя движения рук – пальчиковая гимнастика; как ветер дует на колобок, побуждая детей надувать щёки – артикуляционная гимнастика. Затем колобок спрыгивает с окна, и катиться – двигательное упражнение кулачками вокруг друг друга. Таким образом, по показу взрослого ребёнок учиться взаимодействовать со своим телом, формируя умение передавать образы, используя части своего тела.

Так же происходит знакомство с обитателями леса, их повадками, размерами и тембром голоса. Хотя дети не могут увидеть их вживую, но рассматривая картинки, выполняя двигательные упражнения (зайчик прыгает, медведь переваливается), движения руками (у зайчика ушки на голове, волк щёлкает зубами, мягкие лапки лисы) ребёнок запоминает образ персонажей, и увидев их в виде фигурок настольного театра или в мультфильме, легко узнают и, не умея назвать, показывают движениями.

Далее взрослый заостряет внимание детей на том, что Колобок круглый, поэтому он катиться, как шарик, потому что шарик тоже круглый и может катиться. Так шарик превращается в колобок, который катиться и встречает на своём пути лесных жителей, как персонажей сказки, так и любых других.

Добавив в сказку песенку Колобка и музыкальные темы для персонажей, взрослый расширяет границы познания детей, повышает эмоциональное состояние при восприятии сказки.

Таким образом, играя в сказку, у ребёнка развивается умение творчески мыслить, видеть необычное в обычных вещах, эмоционально реагировать на знакомые образы и передавать их в действии.

Объединяя в театрализованной игре различные направления – изобразительную деятельность, восприятие музыки и художественной литературы, взрослый помогает развить в детях творческий потенциал, который в дальнейшем приведёт к пониманию многих сфер жизни.

25 марта 2023 в 21:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.