Персональный сайт воспитателя Шайхутдиновой Марии Петровны

План самообразования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26» для детей раннего возраста

 

 

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2022 — 2024 учебный год

 

 

 

Тема:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель группы раннего возраста

МБДОУ «Детский сад №26 «Бабочки»

Шайхутдинова Мария Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Дзержинск, 2022 год

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»

Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

Задачи:

1. Систематизация теоретического и практического материала  посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.

3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.

6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающих театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.

7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

 

Ожидаемые результаты:

1. Повышение качества собственной профессиональной,  научно-практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей раннего возраста посредством использования театрализованной деятельности;

2. Пополнение информационно-методической  и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.

3. Приобщение детей к театрализованной деятельности с раннего детства;

4. Обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей раннего возраста;

5. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы;

6. Повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста». Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

 

Актуальность выбранной темы:

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства  для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации  опосредованно от лица какого-либо персонажа.

Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).

Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

 

 

 

 

 

 

План деятельности по теме самообразования

 

направления

 

вид деятельности

по теме

содержание деятельности

сроки

Научно-методическое обеспечение

Обучение по теме самообразования

 

-курсы повышения квалификации по теме – «Методика организации театрализованной деятельности дошкольников: практика создания детского театра"

-обучение на методических объединениях на данную тему

-изучение опыта других педагогов по данной теме

 

Ознакомление с  научной и методической литературой по теме

 

- изучение методической литературы по данной теме.

- изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

- формирование электронной и методической библиотеки.

- составление картотеки использованной литературы.

 

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

 

- составление плана работы с воспитанниками и  их семьями, на основе изученного материала.

- подбор рабочего материала по теме.

- создание и пополнение предметно - развивающей среды театрализованной деятельности: уголка театрализованной деятельности - настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок, домино, лото, разрезные картинки, дидактические игры; уголка ряжения  – костюмы и шапочки героев, маски.

- оформление фотоальбома о проведенных мероприятиях.

 

Проектирование деятельности

- разработка перспективных и тематических планов;

- составление программы деятельности по теме

 

Мониторинг деятельности

-  диагностические наблюдения, проведение тестов для выявления индивидуальных особенностей детей

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами

 

Психолого-педагогическое обеспечение

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

 

- приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости

- продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.
- совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.

- развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям проявить себя наедине с куклой и совместно с друзьями.
- развивать игровое поведение, готовность к творчеству;

- развивать коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
- учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.

- развивать внимание, память, дыхание;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

 

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

- рекомендации и консультации для родителей: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье»

-индивидуальные беседы с родителями  детей.

- представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи

- вовлечение родителей в изготовление атрибутов и костюмов для театрального уголка

 

Условия

реализации методической темы

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 1,5-3 лет)

- изготовление картотек двигательно-речевых игр и потешек

- изготовление ширмы для кукольного театра

- пополнение центра театрализации настольными театрами

- создание уголка ряжения, изготовление масок.

 

Обобщение результатов

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

- отчет по теме самообразования на итоговом педсовете

- участие в семинарах ДОУ

- выступление на педсовете по выбранной теме

 

 

 

 

 

 

11 марта 2023 в 21:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.